|
- ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ - Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди — Изречение Хатшепсут, высеченное на обелиске в Карнакском храме в Египте
Храм Хатшепсут, расположенный в Дейр-эль-Бахри, является архитектурным памятником технологического искусства и культуры Древнего Египта. Царица, чье имя носит это величайшее сооружение, являлась ключевой фигурой в истории древнего Египта, будучи женщиной-Фараоном, правившей страной с 1478 по 1457 г. до н.э. Помимо Хатшепсут, среди полновластных правителей Древнего Египта до момента завоевания страны Александром Македонским, истории известны всего 4 Египетские Царицы, а именно: Меритнейт, Нейтикерт в конце Древнего Царства, Нефрусебек в конце Среднего Царства и Таусерт в конце XIX Династии. Хатшепсут (что в переводе означает "благородная дама") была пятым фараоном XVIII Династии и, по мнению египтологов, являлась одним из самых успешных Фараонов царствующих дольше, чем любая другая правительница Древнего Египта. По мнению американского археолога и историка Джеймса Генри Брестеда, она стала известна как «первая великая женщина в истории, о которой до нас дошли сведения». Согласно писаниям египетского священника и историка Манефона, правление Хатшепсут длилось 21 год и 9 месяцев. После ее смерти на трон взошел Тутмос III и продолжил завоевывать земли, расширяя влияние и власть Египта. За 40 лет своего правления он не прекращал кампанию по уничтожению имени Хатшепсут из всех исторических летописей и Списка Египетских Царей. Причина этой кампании точно не определена, но, возможно, она связана с ревностью нового Фараона к популярности имени его мачехи; либо с тем фактом, что он считал, что она "украла" его законное положение как Фараона. (После смерти мужа Хатшепсут, Тутмоса II в 1490 г. до н. э., двенадцатилетний Тутмос III, был провозглашён единоличным Фараоном, а Хатшепсут - регентом. Однако через полтора года малолетний Фараон был отстранён от трона фиванским жречеством Амона, и на престол была возведена Хатшепсут.) Хатшепсут умерла около 1458 г. до н. э., на 22 году царствования. Проведённый в 2007 году анализ мумии, показал, что на момент смерти ей было за 50 лет, и скончалась она исключительно от болезней (опухоль кости и рак печени, усиленные диабетом). К тому же, у женщины-фараона был артрит и проблемы с зубами. Заупокойный храм Царицы Хатшепсут был построен к северу от храма Фараона XI Династии, основателя Среднего Царства - Ментухотепа II у подножья скал, известных как Дейр-эль-Бахри. Строительство заупокойного храма Хатшепсут, начатое при ее жизни и продолжавшееся 15 лет (между 7-ым и 22-ым годами ее правления), превзошло все, что было построено до этого момента в Египте как в архитектурном плане так и в художественном. Место, выбранное Хатшепсут для строительства храма, было результатом точных геодезических расчетов: будучи выстроенным в священной Фиванской Долине Богини Запада, храм Хатшепсут находится на прямой оси с Карнакским храмом Амона, расположенным на восточном берегу Нила и на расстоянии всего лишь нескольких сотен метров по прямой от гробницы, которую Царица велела выстроить для себя в Долине Царей, по другую стороне горы. Сооружение сориентировано на 116½ ° по азимуту к восходу Солнца на момент Зимнего солнцестояния.
Строительство храма осуществлялось под руководством Сенмута (1490-1460 до н.э.), которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой ступенчатой Пирамиды в Саккаре. Сенмуту, руководителю всех царских строительных работ и главному советнику Хатшепсут, удалось идеально вписать храм в скальный ландшафт Западных Фив, выстроив его в виде трех последовательно возвышающихся террас, прорезанных пандусом, ведущим к главному Святилищу. Схема террас, изображенная швейцарским археологом Эдуаром Навиллем представлена ниже. Три последовательно возвышающиеся террасы достигают 29,5 метров в высоту. Каждая из них содержит двойную колоннаду из прямоугольных колонн, за исключением северо-западного угла центральной террасы, содержащей прото-дорические колонны, обозначающие вход в часовню. Все 3 террасы связаны длинными рампами, которые когда-то были окружены садами с экзотическими растениями. Общая архитектура храма Хатшепсут соответствует классической фиванской форме, в которой используются пилоны, корты, гипостильный зал, солнечная площадка, часовня и святилище. Подробные схемы строений на различных уровнях террас, изображенные Навиллем, представлены ниже. Хатшепсут за период своего властвования создала и отреставрировала архитектурных памятников больше чем другие египетские Царицы за всю Древнюю историю Египта. Некоторые называют ее Древним Хранителем. В рамках ее строительной кампании было восстановлено множество древних сооружений (включая постройки, разрушенные во времена нашествия гиксосов) возведенных за много веков до ее правления. Многие из них были восстановлены Хатшепсут, включая Карнакский Храм и Храм Хатхор. Первые исследования местности, носившие характер документирования найденных древних построек, были проведены французской экспедицией Наполеона, о чем свидетельствует опубликованный отчет 1809 года. Так, согласно отчету, выглядит схема общего вида храма Хатшепсут и его окрестностей: (Нажмите на изображение, чтобы увеличить) Археологические исследования храмового комплекса Дейр-эль-Бахри начались в середине XIX столетия под руководством французского египтолога Огюста Мариетта, которым был составлен первый наиболее подробный план храмового комплекса. Схема Храма Хатшепсут, составленная О. Мариеттом. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить) Крупномасштабные раскопки храмового комплекса, проводимые Египетским Исследовательским Фондом во главе с швейцарским археологом Эдуаром Навиллем и при участии Говарда Картера начались в 1890-х годах. "Я долго жил в царстве Хатшепсут,
чей храм в Дейр-эль-Бахри был одновременно ее собственным творением и ее самым благородным памятником." Ниже приводится фотография общего вида археологического участка а Дейр-эль-Бахри, сделанная Говардом Картером в первые дни раскопок в 1893 году. Слева находится еще неопознанный на тот момент храм Ментухотепа II.
Далее представлена фотография, на которой Говард Картер наблюдает за группой рабочих, вывозящих материал, с места расчистки храма.
Эдуар Навилль (справа) наблюдает за раскопками архитрава северной колоннады средней террасы.
Накопившеся за тысячелетия тонны песка и щебня практически полностью скрывали колоннады, содержащие одни из самых важных барельефов и надписей среднего уровня храма Хатшепсут, проливающие свет на ее историческую деятельность. По южную сторону центрального пандуса (слева) раполагалются запечатленные в камне сведения, повествующие об экспедиции Царицы Египта в Пунт и за его пределы. Там же находится святилище богини Хатхор. По северную сторону (справа от пандуса), в верхней горизонтали расположены изображения коронации Хатшепсут, проводимой ее отцом, Тутмосом I. Нижняя горизонталь барельефов описывает бракосочетание Тутмоса с Яхмес и божественное рождение Хатшепсут. Далее на север находится храм Анубиса.
Территория храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри после раскопок Навилля и Картера.
Главный портик первой террасы был полностью восстановлен в 1906 году. В 1911 году американский египтолог Герберт Уинлок (Музей Искусств Метрополитен) начал раскопки и реставрационные работы в Дейр-эль-Бахри, продолжавшиеся 25 лет. Во время раскопок были обнаружены тысячи разбитых обломков барельефов и статуй, предположительно уничтоженых либо в период Амарны, либо во времена правления преемника Хатшепсут - Тутмоса III. Статуи Хатшепсут, когда-то располагавшиеся на территории храма и сфинксы, обрамлявшие аллею, ведущую к святилищу Амона, были тщательно восстановлены из фрагментов гранита и песчаника археологической миссией под руководством Герберта Уинлока. В период с 1923 по 1931 год были найдены и отсортированы десятки тысяч фрагментов архитектурных элементов сооружения. Некоторые - огромные, весом более тонны, другие - меньше человеческого кулака. Собранные и отреставрированные статуи, являвшиеся архитектурной частью храма были вновь присоединены к его фасаду, а некоторые сфинксы и отдельностоящие изваяния после реставрации были разделены между Службой Египетских Древностей и Музеем Метрополитен. Экспедиция Проекта ИСИДА 2017 года, представляет вашему вниманию фотоматериалы отдельных видов и фрагментов фиванского храмового комплекса великого Египетского архитектора Сенмута. Съемка Храмового комплекса с высоты.
Общий вид храмового комплекса и его окрестностей. Элементы внутренних архитектурных конструкций храма. Фрагменты риснков, барельефов и статуй. Храм Ментухотепа. Проходят года, века, тысячелетия, но величайшие сооружения наших предков, несмотря ни на что всегда привлекали и будут привлекать интерес и внимание своих потомков. ... Архитектор и создатель Храмового комплекса Сен-Ен-Мут упокоен рядом со своим творением, в гробнице под номером 353.
На потолке его усыпальницы впервые в Египте был изображен астрономический календарь. Но это уже совсем другая история...
© Все права на фото и видеоматериал защищены и принадлежат Проекту "ИСИДА"
© Copyright 2017. All rights reserved. |
|||||||||||||||||||||