Grainmind | Дата: Пятница, 23.08.2013, 21:58 | Сообщение # 1 |
Сообщений: 283
Offline
|
Две с половиной тысячи лет гробница Повелителя Грифа лежала в труднодоступном горном районе на юге Гватемалы. По сравнению с высокими пирамидами в других городищах майя этот надгробный памятник был довольно скромным: всего 5 м высотой на заросшей травой платформе из глины и булыжников.
Гробница Повелителя Грифа (здесь и ниже фото Kenneth Garrett).
В двух с половиной метрах от вершины в нижней части сырой камеры, на раскопки которой ушло два года, гватемальские археологи Криста Шибер и Мигель Оррего нашли сотни яблочно-зелёных и голубых жадовых бусинок. Поблизости находились искусно выполненные глиняные фигурки женщин, в том числе одна с двумя лицами — старым и молодым. На спине другой красовались татуировки. Рядом в беспорядке валялась керамическая посуда, на которой, скорее всего, лежали приношения пищи. Самым интересным артефактом оказался кулон с символом высокого статуса, принятым у ранних майя, — головой стервятника, выполненной из жада. Археологи так и назвали покойного — Повелитель Гриф (K'utz Chman на языке нынешних майя).
Хотя кости давно сгнили, скопления драгоценных камней позволяют судить, где располагались ручные и ножные браслеты, а также инкрустированная жадом набедренная повязка. «Они явно не из тех вещей, которые носили в повседневной жизни, — отмечает г-жа Шибер. — Перед нами царская могила».
Более того, возможно, это самая древняя из царских гробниц майя, обнаруженных на сегодня.
Такалик-Абах.
Раскопки в Такалик-Абахе («Стоящий камень» на киче) начались в 1976 году. Сохранились по крайней мере 83 сооружения и более 300 скульптур, которые позволяют судить о городской планировке ранних майя, досуге элиты и ритуалах. Там находится одна из крупнейших в Месоамерике площадок для игры в мяч — 22 на 5 м. Одна из платформ, по мнению г-жи Шибер, могла служить обсерваторией: на её поверхности выложены три параллельные линии каменных монументов, которые указывают на Большую Медведицу, когда она поднимается над горизонтом чуть восточнее от истинного севера.
Город располагался в горном перевале и обладал обширными торговыми связями, которые простирались от современного мексиканского штата Веракрус до Сальвадора и Петенского бассейна. Археологи считают, что Такалик-Абах был многонациональным поселением, перекрёстком народов и культур. Возможно, каменная кладка и артефакты Такалик-Абаха смогут однажды ответить на старый вопрос о том, как и почему именно майя пришли на смену ольмекской цивилизации и стали главенствующей силой в регионе на полторы тысячи лет.
Женские фигурки и сосуд, в котором когда-то были съестные припасы для загробного путешествия.
Ольмеки известны в первую очередь по городищам на побережье Мексиканского залива. У них майя переняли письменность, игру в мяч и, возможно, методы городского планирования. Такалик-Абах и гробница Повелителя Грифа относятся как раз к тому переходному периоду в середине I тысячелетия до н. э., когда стиль каменной кладки постепенно отходит от традиций ольмеков. Примечательно, поясняет г-жа Шибер, что все 354 каменных монумента, кроме двух, построены из местного материала. То же самое с керамикой. Выходит, смена стилей произошла благодаря отказу майя от подражательства, а не в результате появления в этих местах какого-то другого народа.
Как считают Шибер и Оррего, гробница Повелителя Грифа — мостик между двумя стилями. «Он был очень богатым правителем, который всё ещё держался традиций ольмеков, — рассказывает г-жа Шибер. — Но то, что положили ему в могилу, уже указывает на иные стилистические веяния». Например, татуировка на спине одной из женских фигурок в точности соответствует узору на фреске из раннего майянского городища Сан-Бартоло, а кулон из жада сильно напоминает изображение правителя из ольмекского городища Ла-Вента. Рядом с гробницей найдена другая группа артефактов (в том числе пара образцов очаровательной жадовой мозаики, см. их ниже), которая младше на пять столетий и уже не имеет ничего общего с ольмеками.
Это не просто вопрос изменения моды. Стилистический переход отражает сдвиги в идеологии и политических пристрастиях. «Не забывайте о том, что здесь похоронен царь, — говорит г-н Оррего. — Рост политического влияния майя диктовал культурные перемены, которые насаждались сверху».
Артефакты, найденные рядом с гробницей: морда летучей мыши (в центре) и стилизованное человеческое лицо (справа). Внизу зеркало из 600 кусочков некогда блестящего пирита, слева ожерелье из жада, обнаруженные в других могилах.
Гробницу открыли очень вовремя: сейчас происходит пересмотр старой концепции, гласившей, что культуру майя «породила» цивилизация ольмеков. Большинство специалистов склоняется к тому, что отношения между ними тоньше. «Ольмекский стиль возник в результате широкого взаимодействия между элитами разных народов на очень большой площади, — отмечает, например, Майкл Лав из Университета штата Калифорния (США), который занимался раскопками Такалик-Абаха в 1980-х, а затем переключился на соседнее городище той же эпохи Ла-Бланка. — Я не считаю, что стиль ольмеков транслировался в одностороннем порядке с побережья Мексиканского залива на остальные области».
Иными словами, то, что раньше считалось ольмекским влиянием в культуре майя, в действительности может оказаться исконно майянским аспектом.
|
|
| |