Grainmind | Дата: Пятница, 03.10.2014, 20:14 | Сообщение # 1 |
Сообщений: 283
Offline
| Африканский Адам
Ванесса Хайес. Фото: Chris Bennett / Garvan Institute
Палеогенетики нашли в самой южной точке Африки генетические следы древнейших современных людей
Обрывки ДНК в недавно обнаруженных останках древнего человека, жившего на берегу залива Святой Елены примерно 2300 лет назад, указали на то, что Южная Африка была родиной первой группы древних людей, которых можно считать полноценными Homo sapiens. К такому выводу пришла группа ведущих палеогенетиков и палеонтологов мира, восстановившая и изучившая части генома «чернокожего Адама», а также раскрывшая его пищевые привычки и образ жизни. О результатах исследования рассказывает Австралийский институт медицинских исследований Гарвана.
На сегодняшний день практически ни один палеонтолог или антрополог не сомневается в том, что люди в их современном виде появились на территории Африки примерно 100-200 тысяч лет назад. В пользу этого говорят тысячи ископаемых доказательств — кости древних Homo sapiens, созданные ими орудия труда и даже следы ног на окаменелом песке, которые однозначно ассоциируются с анатомией современных людей. Об африканском происхождении человечества свидетельствует и генетика — мелкие мутации в особой части ДНК, передающейся от матери к ребенку, говорят о том, что общая праматерь людей, так называемая «митохондриальная Ева», жила на востоке Африки примерно 90-200 тысяч лет назад.
На этом всеобщий консенсус среди ученых заканчивается и начинаются разногласия. Изначально на роль родины человечества претендовало Олдувайское ущелье, расположенное на территории современной Танзании. В отложениях на дне этой расселины за последнюю сотню лет были найдены останки не только современных людей, но и австралопитека, человека умелого и многих других ключевых ступеней в эволюции Homo sapiens.
Однако в последние два десятилетия на эту роль начала претендовать и Южная Африка, благодаря открытию стоянок первых кроманьонцев в южноафриканских пещерах Бломбос (где была найдена древнейшая мастерская художника), Сибуду и Ховисонс-Порт. Дополнительным аргументом в пользу южного происхождения современных людей послужило и то, что в 2010 году известный южноафриканский палеонтолог Ли Бергер (а вернее, его сын) нашел в пещере Малапа останки необычного древнего примата, австралопитека седиба, который сегодня претендует на звание «проточеловека», конкурируя с олдувайским Homo habilis.
Очередную порцию свидетельств в пользу этой теории предоставила группа ученых под руководством Ванессы Хайес из института Крэйга Вентера в Ла-Хойе (США), изучавшая останки древнего африканца, жившего на берегу залива Святой Елены примерно 2300 лет назад.
Останки древнего африканца, найденные на берегу залива Святой Елены в 2010 году. Фото: Chris Bennett / Garvan Institute
Фрагменты костей и черепа этого человека были обнаружены еще в 2010 году одним из авторов статьи, антропологом Эндрю Смитом из Южноафриканского университета Кейптауна, неподалеку от точки, где были найдены одни из самых древних следов кроманьонцев в Африке, чей возраст превышает 100 тысяч лет. Практически сразу он обратился за помощью к своим знакомым-палеогенетикам, в том числе и Хайес — его интересовало, насколько геном древнего жителя самой южной точки Африки мог отличаться от устройства ДНК у современных бушменов и других коренных народов ЮАР.
На первый взгляд, подобная задача может показаться крайне простой для современной науки — за последние годы палеогенетики заметно продвинулись вперед в совершенствовании научной «некромантии». К примеру, в декабре прошлого года Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия) смог восстановить и изучить митохондриальный геном гейдельбергского человека, предполагаемого предка кроманьонцев и неандертальцев, по обрывкам ДНК из костей, чей возраст превышал 400 тысяч лет. Рекордом на сегодняшний день является почти полный геном арктической лошади, жившей на территории Аляски примерно миллион лет назад.
Однако в случае с жителем залива Святой Елены, как объясняет Хайес, все было не так просто — его останки покоились в чрезвычайно кислой почве, и за две с лишним тысячи лет практически все фрагменты ДНК были вымыты из костей или были очень сильно повреждены. По этой причине генетики обратились за помощью к Паабо, чьи инструменты в Лейпцигской лаборатории помогли им отыскать фрагменты митохондриальной ДНК (мтДНК) и соединить их в единое целое.
«Я и мои коллеги-генетики безмерно благодарны Эндрю Смиту — он осознавал то, что трогать кости голыми руками ни в коем случае нельзя, и благодаря этому фрагменты генома в костях не были безвозвратно загрязнены современной ДНК человека. Я связалась со Сванте Паабо по той причине, что его лаборатория является лидером в области извлечения ДНК из древних костей. Этот скелет является мировым достоянием, и мы сделали все возможное, чтобы его образец попал в надежные руки», — рассказывает Хайес.
Когда ученые собрали все эти фрагменты в единое целое, то пришли к крайне неожиданному открытию. Митохондриальный геном древнего африканца был совершенно не похож на аналогичные части ДНК у большинства современных народностей ЮАР, ведущих оседлый образ жизни или занимающихся кочевым скотоводством. Больше всего он напоминал по своей структуре мтДНК в геноме койсанцев — африканской народности, которая сегодня считается самым древним народом на Земле. По данным генетического исследования, опубликованного в 2012 году, ее представители отделились от общего древа человечества свыше 100 тысяч лет назад, задолго до исхода наших предков из Африки.
Ванесса Хайес берет кровь у жителя Намибии. Фото: Chris Bennett / Garvan Institute
Как утверждают Хайес и ее коллеги, обладатель изученного ими генома принадлежал к еще более древней народности, которую они считают одной из самых первых групп кроманьонцев, обособившихся в качестве самостоятельного этноса. По их мнению, эта группа людей была родственниками или даже предками двух «половинок» койсанцев — народностей группы кой и сан, чьи мтДНК сегодня хоть немного, но отличаются.
Обнаружив «африканского этно-Адама» на генетическом уровне, авторы статьи попытались раскрыть детали его жизни, используя детали его анатомии, найденные рядом с ними артефакты и известные факты из жизни региона в Каменном веке.
Судя по большому износу зубов и артриту костей, житель залива Святой Елены был очень пожилым человеком — он умер в 50 лет, что является крайне необычным для того времени и уровня развития цивилизации. Характерные царапины на клыках и молярах и доли изотопов углерода в их эмали подсказали ученым, что он был охотником-собирателем, главным блюдом в меню которого было мясо животных и моллюсков, чьи раковины ученые нашли рядом с местом погребения африканца. В пользу этого говорит и то, что кости внутреннего уха у «Адама» были покрыты характерными выростами, которые часто возникают у ныряльщиков-профессионалов.
«Кроме того, мы знаем, что этот человек жил в этом регионе до того, как туда проникли мигранты из других районов Африки, что случилось примерно две тысячи лет назад, когда кочевые скотоводы, вместе со стадами овец, двигались из Анголы по берегу моря на юг, в сторону залива Святой Елены. Нам удалось показать, что наш морской охотник-собиратель происходил от другой материнской линии, которую мы ранее никогда не встречали», — продолжает Хайес.
По ее мнению, открытие этой «чистой» линии первых кроманьонцев позволит ученым сделать большой шаг в раскрытии ранней генетической истории человечества. Сегодня все подобные генетико-исторические исследования и чистая биологическая наука по большей части опираются на генетическую информацию, собранную при изучении ДНК европейцев. За десятки тысячи лет самостоятельной эволюции после исхода из Африки она была загрязнена фрагментами генома неандертальцев, денисовцев и пока загадочной четвертой группы древних людей, открытой Паабо и его коллегами в декабре прошлого года. Как считает Хайес, дальнейшее изучение и восстановление генома найденного ими «Адама» и связанных с ним койсанцев поможет генетикам понять, как выглядели первые кроманьонцы и что они представляли собой на уровне ДНК.
Источник
|
|
| |