Гёбекли Тепе

   
              

Неолитический комплекс Гёбекли Тепе

Отчет об экспедиции подготовил Исследователь Проекта ИСИДА - Александр Артемов


Гёбекли Тепе (Пуповидная гора) – археологичеcкий комплекс в Турции, приобретающий в последнее время всё большую мировую известность. Площадка расположена в одном из турецких илов (провинций) - Шанлыурфе (юго-восточная Анатолия), всего в 12 км от административного центра - города Шанлыурфа.

Месторасположение комплекса было известно археологам ещё с 1960х годов, однако турецкое правительство долгое время не давало разрешения на проведение раскопок. Начиная с 1994 года, под руководством Клауса Шмидта из Немецкого Археологического Института начались систематические исследования, которые вскоре принесли, без преувеличения, сенсационные результаты. Под 15-метровым слоем грунта были обнаружены многочисленные каменные постройки, в том числе, стелы с рельефами, образующие в совокупности самый древний из известных на сегодняшний день мегалитический ритуальный комплекс.

По результатам радиоуглеродного датирования органических проб, собранных в нижних, наиболее древних из вскрытых элементов комплекса, начало постройки можно уверенно отнести к Х тысячелетию до н.э. (9800-9500 гг до н.э.) [Oliver Dietrich, Klaus Schmidt, A radiocarbon date from the wall plaster of enclosure D of Göbekli Tepe, Neo-Lithics 2/2010]. Таким образом, это самое древнее из культовых сооружений, обнаруженных в регионе «Плодородного Полумесяца» в Северо-восточной Месопотамии да и в целом на земном шаре.


Известные оседлые поселения раннего неолита располагались в ареале, сходном по своей форме с дугой,
получившем впоследствии по аналогии с последней название «Плодородного Полумесяца».

За прошедшие с начала исследований 23 года в Гёбекли Тепе (далее ГТ) раскопано несколько «храмов», наиболее древние из которых имеют форму неправильной окружности (Layer III, X-IX тысячелетия до н.э.) и более «новые» (Layer 2, IX-VII тысячелетия до н.э.) – имеющие форму прямоугольную.

Считается, что на сегодняшний день исследовано всего лишь 5-7% территории комплекса. По предварительным оценкам, до завершения раскопок археологам предстоит потрудиться ещё не менее 50-ти лет.

Нажмите на изображение, чтобы увеличить Схема “основной площадки” (храмы А-D)

Вблизи комплекса пока не найдено следов жилых сооружений, что позволяет сделать вывод о полностью ритуальном его назначении. Также в самых древних исследованных слоях не обнаружено следов сельскохозяйственной деятельности и животноводства. Посему первыми строителями наиболее впечатляющих построек, в том числе 5-метровых Т-образных стел с искусными рельефами, предполагаются неолитические охотники и собиратели.


Реконструкция строительства храмов Гёбекли Тепе. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить.)


Судя по сохранности стел и рельефов, с учётом климатических условий Малой Азии 10-12 тысячелетней давности, можно с уверенностью предположить, что храмовый комплекс был «законсервирован» много тысяч лет назад, либо «храмы» были снабжены основательными крышами, которые, обрушившись, завалили проходы и помещения. Или, быть может, над сооружениями возводились искусственные холмы, наподобие земляных пирамид, грунт которых осел, похоронив под собою воплощение замысла древних зодчих.

На сегодняшний день существует официальная гипотеза, согласно которой «храмы» постепенно «выводились из эксплуатации» и были засыпаны грунтом не позднее, чем через 2 тысячи лет после начала строительства. [Klaus Schmidt, Die steinzeitlichen Heiligtümer am Göbekli Tepe, in: Doğan-Alparslan, Meltem – Metin Alparslan – Hasan Peker – Y. Gürkan Ergin (Hrsg.), Institutum Turcicum Scientiae Antiquitatis – Türk Eskiçağ Bilimleri Enstitüsü. Colloquium Anatolicum – Anadolu Sohbetleeri VII, 2008]. Над строениями ГТ был возведен искусственный холм высотой около 15м и диаметром в основании до 300м. В последующие периоды, согласно археологическим данным, никаких следов деятельности человека на холме не обнаруживается вплоть до нового времени. Сакральное место стало, по-видимому, запретной территорией: ни капищ, ни следов ритуальных костров - ничего.

«Храмы» построены на скальном основании из плотного известняка, стены возведены из небольших известняковых блоков без применения строительного раствора, стелы с рельефами – также из известняка, в основном очень качественного и плотного. Каменные Т-образные стелы весом в 5-15 тонн с помощью клиньев выламывались из близлежащих скал в основании холма и транспортировались на расстояние в несколько сотен метров. Самый крупный из найденных столбов, частично обработанный, но оставленный в каменоломне, имеет высоту более 7м, вес до 50-ти тонн:

Каменные Т-образные столбы высотой до 5м устанавливались на тщательно выровненной площадке, в которой предварительно вырубалась платформа с выемкой для установки стелы. Как именно крепились центральные стелы весом 5-15 тонн в сравнительно небольших выемках - не ясно. Возможно, над каменными стенами сооружались куполообразные или пирамидальные крыши. Клаус Шмидт в [Snakes, Lions and Other Animals: the Urfa-Project 1997, стр. 8-9] упоминает о неких каменных блоках, покрывавших пол в прямоугольном помещении, где размещались стелы со львами. Эти блоки, по мнению Шмидта, могли быть частью обрушившейся крыши сооружения.

На некоторых стелах в верхней части имеются пазы, возможно - для крепления деревянных конструкций потолков.

Платформа для установки центральной стелы на незавершенной площадке храма (E).

Платформа с установленной центральной стелой в "храме" (D). Археологам пришлось дополнительно закрепить стелу подпорками и растяжками для удержания в вертикальном положении.

Постамент с обломком центральной стелы в «храме» (С).

  

Стелы изготовлены из плотного известняка и тщательно обработаны. На некоторых стелах нанесены рельефные изображения.

  

В некоторых стелах имеются отверстия. Встречаются столбы с необработанным (либо обработанным специальным образом) верхом.

Все стелы имеют характерную Т-образную форму. Считается, что такая форма выбрана для удобства транспортировки, но, возможно, что она определялась особым ритуальным назначением.

Из экспозиции музея в Урфе – транспортировка Т-образной стелы.

Помимо рельефов на стелах встречаются искусно выполненные скульптурные изображения, вырезанные непосредственно на месте, из тела каменного столба; то есть, очевидно, что Т-образная форма придавалась столбам либо перед, либо непосредственно в процессе установки, но наверняка уже после транспортировки.


Источник: Gobekli Tepe Images by Alton Parrish.

В настоящее время стела со статуей на площадке недоступна для обзора - закрыта деревянным ящиком. Однако в археологическом музее Шанлиурфы экспонируется большое количество подобных фигур, найденных в Гёбекли Тепе. Ниже приведены фотографии некоторых из них.

   

К археологическому комплексу Гёбекли Тепе от автотрассы «Е90» ведёт извилистая дорога длиной около 8 км, петляющая между холмами. В нижней части холма сейчас располагается туристический центр, готовый принять массу посетителей и снабдить их всем необходимым – напитками, магнитиками, туристическими буклетами и сувенирами. По состоянию на апрель 2018г. работали магазины, но туристов не было. Уже установлены турникеты и курсирует автобус между туристическим центром и вершиной холма, но билетные кассы всё ещё не работают, вход бесплатный.

Вокруг основания холма – нагромождения камней, собранных в кучи, видимо, при очистке близлежащих равнин в процессе сельскохозяйственной деятельности.

  

К вершине холма от туристического центра ведёт 700-метровая дорога, в конце которой находится расчищенная до скального основания площадка («храм E») со следами, предположительно, подготовительных работ времён постройки основных «храмов» A-D (9800-9500 лет до н.э.).

В известняковом основании – следы сверления, ямы и подготовленная площадка с сохранившимся постаментом для установки стелы, очень похожим на аналогичные постаменты в «храмах» A-D.

   
   

Круговая панорама с вершины холма ГТ

Воспользуйтесь мышкой для вращения панорамы. Ctrl - отдаление, Shift - приближение
+ клавиши управления курсором: ↑ , ↓ , ← , →

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Основная площадка, где располагаются «храмы» A-D, накрыта лёгким куполом и опоясана круговой обзорной галереей.

Ниже приведены общие виды площадки, снятые при перемещении против часовой стрелки с юга на север - от «храма» (B) к «храму» (D).

   
   
   
   

Основная археологическая площадка с «храмами» A-D расчищена далеко не полностью. В нескольких местах видны археологические шурфы, которые уходят вниз, под уровень скалы. Не исключено, что там могут быть обнаружены подземные проходы или помещения, относящиеся к наиболее древним слоям. Клаус Шмидт полагал, что под полом храмов могут находиться помещения с погребальными камерами. По его мнению, Гёбекли Тепе было, скорее всего, древним некрополем. Тем не менее, в ходе раскопок пока не найдено сколь-нибудь значительного количества человеческих останков.

   

В процессе раскопок в одном из шурфов была найдена каменная плита с дверью или нишей для хранения, по-видимому, неких важных артефактов, окруженной по периметру изображениями двух лис и головой быка (букранием) над входом.


Источник: The Tepe Telegrams

Интересной особенностью «храма» (D) является наличие объекта, подобного передней плите дольмена с характерным круглым отверстием, выступающего из стены "храма" и ориентированного меж двух центральных стел.

 

В музее Урфы выставлены загадочные каменные круги с внутренним диаметром порядка 40 см, обнаруженные на территории комплекса ГТ, назначение которых неизвестно. Ряд авторов, в том числе, Эндрю Коллинз, предложили гипотезы относительно астрономического использования таких кругов в качестве визиров для наблюдения за звёздами и светилами, но подтверждения этим версиям пока нет.

  



В основном рельефы на стелах содержат изображения животных, редко – частей человеческих фигур, встречаются также символы и пиктограммы.

Клаус Шмидт и Йорис Петерс в статье "Животные в символическом мире Гёбекли Тепе" приводят статистические данные относительно изображений на рельефах «храмов» A-D:
  • Змея - 23 (причем множественные изображения на одном камне считались как одно)
  • Лиса - 9
  • Кабан - 7
  • Журавль - 5
  • Тур/бык - 3
  • Дикая овца - 2
  • Азиатский дикий осел - 1
  • Газель - 1
  • Леопард/лев - 1
  • Медведь - 1?

Кроме того, в большом количестве встречаются разные виды уток, а также насекомые - пауки(?) и скорпионы.

Таким образом, самый распространенный мотив на изображениях – змеи, причём изображены они либо схематично, в виде пиктограмм, либо в очень большом количестве, как некая движущаяся масса.

Вот, например, образец со змеями-пиктограммами:

 

Подобные пиктографические изображения змей встречаются на каменных пластинках не только в Гёбекли Тепе, но и в близлежащих поселениях того периода (Невали Кори, Карахан Тепе и др.)

Каменные пластинки с пиктографическими изображениями из археологического музея Шанлиурфы:

На некоторых стелах изображения змей являются как бы подложкой, фоном к основным рельефам. Например, ниже приведены фотографии с изображением змей на столбе №33, согласно схеме основной площадки комплекса.

 

Есть также изображение множества переплетённых змей, образующих что-то наподобие сетки:

Змеи также изображены на тотемном столбе, найденном в одном из храмов Гёбекли Тебе (возможно, как и выложенные из блоков стены, он является более поздним добавлением, но не позднее 8500-8200 годов до н.э.).

  

Изображение змеи имеется также на скульптурном фрагменте человеческой головы, найденном неподалёку, в Невали Кори.

Змеи – распространённый, но не главный мотив в рельефах Гёбекли Тепе. На центральных стелах «храмов» (C),(D), а также на множестве других Т-образных стел изображены животные, которых археологи однозначно интерпретирует как лисиц (точнее, лисов, поскольку все они мужского пола).

   

На площадках Гёбекли Тепе обнаружено значительное количество фрагментов костей лисиц (преимущественно обыкновенной рыжей лисицы); также возле одной из центральных стел «храма» (D) найдены фрагменты лисьего хвоста.

В музее Шанлиурфы экспонируется скульптурное изображение головы, которая очень похожа на изображённого на рельефах зверя (в некоторых публикациях её называют головой леопарда).

Изображения кабана встречаются реже, и все они располагаются в «храме» (С). В этом храме полностью отсутствуют рельефы со змеями, но имеются скульптурные изображения кабанов, которые сейчас можно увидеть в археологическом музее Шанлиурфы.

Кроме этого, в «храме» (С) обнаружен вмурованный в стену камень с перевёрнутым вверх ногами изображением кабана. Видимо, это означает, что в поздний период храмы достраивались и реконструировались, при этом образ кабана уже не играл столь важной роли, как в начале строительства.

Перевернутое изображение кабана в «храме» (С):


Источник: "Animals in the symbolic world of Pre-Pottery Neolithic Göbekli Tepe, south-eastern Turkey: a preliminary assessment"

Интересен также образ тура/быка, встречающийся на стелах как в виде изображения животного целиком, так и в символической форме головы быка (букрания).

Стела с быком, лисой и журавлем «храм» (А). С торца стела увенчана букранием.

  

Наряду с букранием на некоторых стелах, на одной из центральных стел «храма» (D) имеются пиктограммы, вероятно, означающие Солнце и Луну (в настоящий момент эти пиктограммы не видны, закрыты строительными лесами, поддерживающими стелу):


Фото взято с сайта: Ancient Origins

Следует отметить, что букрании в виде черепов быков, облепленных глиной, встречаются в более позднее время (7500 лет до н.э.) в Анатолии, в поселении Чатал-Гуюк, вместе с изображением «Великой богини» («распластанной фигуры»).


Источник: On beasts in breasts. Another reading of women, wildness and danger at Çatalhöyük by Diane Gifford-Gonzalez.

Особый интерес представляет стела №43 в «храме» (D), вокруг которой ведутся ожесточённые дискуссии между сторонниками и противниками астрономической гипотезы назначения комплекса ГТ.

   

В верхней части стелы - предметы, которые в литературе идентифицируют как "корзины", или как планы трёх "храмов" ритуального комплекса с эмблемами животных – журавля, лисы и «квадропода» («распластанной фигуры») .

Ниже изображены стервятник с яйцом (?), ибисы (?), змея в сопровождении символов "H" прямого и повернутого на 90 градусов. Ещё ниже – снова змея, под ней лис, рядом - тщательно изображённый скорпион, ниже - ещё один стервятник, который почему-то смотрит "наружу" (все остальные звери на всех стелах смотрят внутрь, в центр круга), а в правом нижнем углу - то, что интерпретируется большинством археологов как обезглавленное человеческое тело. По мнению некоторых исследователей, сцены с обезглавленными телами и стервятниками соотносятся с похоронным обрядом экскарнации (что подтверждается многочисленными находками в Чатал-Гююк). Согласно археологическим материалам, головы умерших, оставлявшиеся после отправления этого ритуала, хранились в домах родственников [Mellaart, Catal Huyuk: A Neolithic Town in Anatolia (New York: McGraw-Hill. 1967)], [Мария Гимбутас. "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы". Москва, РОССПЭН, 2006].

Сцена с обезглавленными человеческими телами и грифами – Чатал-Гююк, 7500 лет до н.э.


Источник: On beasts in breasts. Another reading of women, wildness and danger at Çatalhöyük by Diane Gifford-Gonzalez.

Астрономические интерпретации стелы связывают изображения на ней с Солнцем и созвездиями, в частности, Скорпиона и Лебедя:




Источник: Paul D. Burley 2017 " Mediterranean Archaeology and Archaeometry" 17(2)

Однако, эти астрономические гипотезы на данный момент не подтверждены и являются предметом критики. [J. Notroff, O. Dietrich …, More than a vulture: A response to Sweatman and Tsikritsis]. В частности, упоминается множество аналогичных сюжетов в виде статуй, изображений на сосудах и пластинках, едва ли связанных с астрономическими наблюдениями; указывается о вероятном наличии крыш над «храмами»; высказываются предположения о том, что содержание стелы №43 связано, скорее, с погребальными ритуалами.

Помимо изображений животных, как уже говорилось, на стелах часто встречаются загадочные символы и пиктограммы. Особенно интересны рельефы центральных стел «храма» (D), которые сами по себе, возможно, представляют собой абстрактные скульптуры в виде человеческих фигур.

На стелах имеются тонкие «ручки» с тщательно прорисованными «пальцами», сложенные на «животах» статуй. Восточная стела (№31), кроме того, снабжена поясом, на котором изображено множество символов в виде буквы «H». Спереди ниже пояса находится набедренная повязка, вероятно из шкуры животного, так что статуя представляется совершенно бесполой. Символ «H» на боковых частях пояса сопровождается «скобками»: ( H ) с одной стороны и ((H(H) с другой. Также, символы «H» со скобками и без, а также в сопровождении змей встречаются и на других стелах, на боковых сторонах и в торце.

   

Гёбекли Тепе – не единственный неолитический храмовый комплекс в регионе. Еще до начала археологических изысканий было известно ритуальное сооружение в Невали Кори, расположенное на территории древнего поселения, датированного 10-9 тысячелетием до н.э.. Форма «храма» – прямоугольная, сечением 14х14м, стены из небольших известняковых плит, в центре «храма» – 3х метровые Т-образные стелы с характерным рельефом в виде сложенных на «животе» рук, таким же, как и в Гёбекли Тепе. На данный момент археологическая площадка Невали Кори находится на дне водохранилища, а «храм» целиком перенесен и восстановлен в помещениях археологического музея Шанлиурфы.

Фотография остатков «храма» Невали Кори до затопления:


«Храм» из Невали Кори в музее Шанлиурфы:

   

В Невали Кори найден фрагмент сосуда с изображениями танцующих людей с неким существом (черепахой?) между ними:

На основании этой и некоторых других находок, в том числе, емкостей объемом до 160л в Гёбекли Тепе со следами ферментированных злаков и дикого винограда, предложена гипотеза о том, что «храмы», возможно, были коммунальными площадками, на которых проводились фестивали и праздники с массовым употреблением алкоголя (пива и вина). [Oliver Dietrich, Manfred Heun, Jens Notroff, Klaus Schmidt, Martin Zarnkow, The Role of Cult and feasting in the Emergence of Neolithic Communities. New Evidence from Göbekli Tepe, South-eastern Turkey, Antiquity 86, 2012 ].

На сегодняшний день известны не менее 8 поселений/площадок, где были обнаружены аналогичные Т-образные стелы:


Источник: Tepe Telegrams.

Таким образом, Восточная Анатолия является очень интересным регионом и важным предметом дальнейших исследований в областях как культуры верхнего неолита, так и зарождения древних цивилизаций Месопотамии и Ближнего Востока.

Результаты радиоуглеродного датирования комплекса Гёбекли Тепе


Источник: Tepe Telegram

 

ИСТОЧНИКИ:



Автор: Oliver Dietrich, Klaus Schmidt
A radiocarbon date from the wall plaster of enclosure D of Göbekli Tepe, Neo-Lithics 2/2010
Год: 2010

Автор: Klaus Schmid
Animals in the symbolic world of Pre-Pottery Neolithic Göbekli Tepe, south-eastern Turkey: a preliminary assessment.
Год: 2004

Автор: James Mellaart
Catal Huyuk: A Neolithic Town in Anatolia (New York: McGraw-Hill.
Год: 1967

Автор: Мария Гимбутас.
"Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы". Москва, РОССПЭН.
Год: 2006

Автор: Oliver Dietrich, Manfred Heun, Jens Notroff, Klaus Schmidt, Martin Zarnkow.
The Role of Cult and feasting in the Emergence of Neolithic Communities. New Evidence from Göbekli Tepe, South-eastern Turkey, Antiquity 86
.
Год: 2012

Автор: Klaus Schmid
Snakes, Lions and Other Animals: the Urfa-Project

Год: 1997

Автор: Paul D. Burley
Mediterranean Archaeology and Archaeometry 17(2)
Год: 2017

Автор: Klaus Schmid
Die steinzeitlichen Heiligtümer am Göbekli Tepe, in: Doğan-Alparslan, Meltem – Metin Alparslan – Hasan Peker – Y. Gürkan Ergin (Hrsg.), Institutum Turcicum Scientiae Antiquitatis – Türk Eskiçağ Bilimleri Enstitüsü. Colloquium Anatolicum – Anadolu Sohbetleeri VII.

Год: 2008

Автор: J. Notroff, O. Dietrich
More than a vulture: A response to Sweatman and Tsikritsis.

Год: 2017




Назад на главную страницу

Обсудить на форуме >>

© Все права на фотоматериалы Проекта ИСИДА защищены и принадлежат автору отчета,
исследователю Проекта ИСИДА© Alart

Фотоматериалы цитируемых авторов защищены их авторскими правами.

© Copyright 2018 of ISIDA Project. All rights reserved.