Вниманию гостей форума!

Правила форумаЗащита авторских правЦели и задачи проектаЭкспедицииПубликацииПроект ИСИДА в Сети

"Estrella" - проект В.Куликова (kavalet)Карта Пири Рейса. Оверштаг"

Новое на форуме Обратная связь

  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум Проекта ИСИДА » Информационная секция » Новости археологии » Итоги археологического сезона в Абидосе

Итоги археологического сезона в Абидосе
StivДата: Среда, 15.02.2012, 20:27 | Сообщение # 1
Сообщений: 6959
Offline

На раскопках в Абидосе сделан ряд любопытных находок.

Об итогах прошлогоднего летнего сезона Мэри-Энн Пулс Вегнер из Университета Торонто (Канада) рассказала на конференции Общества по изучению египетских древностей.

Монументальное здание, которое может оказаться храмом (здесь и ниже — фото North Abydos Votive Zone Project).


Согласно преданию, в Абидосе находилась могила Осириса — бога подземного мира. Раз в год жрецы выносили из храма Осириса изображение бога, совершали таинственные ночные ритуалы на его могиле, после чего возвращались. Это шествие было настолько популярным, что вдоль его маршрута египтяне строили небольшие часовни, дабы принимать участие в церемонии вечно. Одну из них — сооружённую в начале эпохи Нового царства (ок. 1400 г. до н. э.) — и обнаружили археологи. В ней находились место для возлияний и каменная стела. Последней там уже давно нет.

Кроме того, исследователи посвятили время раскопкам «монументального» здания, расположенного поблизости. Толщина стен (2 м) поначалу заставила предположить, что оно служило складом, но планировка больше напоминает храмовую. Судя по скудным надписям, его возвели при фараоне Сети I (ок. 1290–1279 гг. до н. э.). К тому же материал идентичен тому, из которого построили близлежащий храм, относящийся ко времени правления этого царя.

В одной из комнат обнаружено 83 мумии животных. Большинство — собаки, но есть и кошки с овцами и козами. Эксперты считают, что их принесли в жертву намного позже — в Третий переходный период (XI–X вв. до н. э.). Большое количество собак указывает на Упуаута — бога с волчьей головой. Он считался воеводой Осириса и проводником душ умерших. Его изображения несли во главе процессии. По всей видимости, участники шествия, желавшие умилостивить бога, могли купить собак, специально выращенных жрецами храма Осириса, принесённых в жертву и мумифицированных. У одной из особей обнаружен заживший перелом ноги. Почему получившее травму животное не убили сразу, а выходили, непонятно.

В соседнем зале раскопана большая редкость — деревянная статуя, высота которой в оригинале достигала 65 см. Она несёт головной убор фараонов под названием немес. Пропорции фигуры указывают на стиль, распространённый в годы правления XVIII династии (1550–1292 гг. до н. э.), за одним исключением — чересчур тонкой талии. Исследователи подозревают, что статуя изображала Хатшепсут (конец XVI — начало XV в. до н. э.). Как известно, египетское искусство не имело канона для изображения фараона в виде женщины, поэтому Хатшепсут выглядит как мужчина, а тонкая талия — единственная уступка реализму. Что статуя делала в загадочном сооружении — бог весть.

Гробницы знати встречаются на «Террасе великого бога» в изобилии. На этот раз обнаружены две могилы, одна из которых находилась рядом с часовней, построенной по приказу Тутмоса III (XV в. до н. э.). Её раскопки отложили на будущее.

Вторая гробница, датируемая тем же периодом, была найдена в монументальном здании. Неподалёку обнаружены человеческие останки, полотно и деревянные фрагменты. Внутри гробницы учёные наткнулись на фаянсовые ушебти. В Древнем Египте эти фигурки хоронили вместе с человеком, чтобы в загробной жизни они стали его слугами. В этой усыпальнице лежал священник, ему сопутствовали 58 ушебти и шесть фигурок надзирателей.

Найдена и другая группа ушебти — из глины. Они значительно моложе — им всего 2 600 лет. На них хорошо видны отпечатки детских пальцев.

Фаянсовые ушебти.


"Выбрав из двух зол меньшее, не забывай, что ты выбрал ЗЛО."
 
StivДата: Среда, 15.02.2012, 20:31 | Сообщение # 2
Сообщений: 6959
Offline

Группа испанских и английских археологов в ходе текущего сезона раскопок обнаружила в трёх ранее не исследовавшихся гробницах Квеббет эль-Хава двадцать мумий и один саркофаг, относящиеся к периоду от VI до XII династии. Особый интерес у специалистов вызывает саркофаг с уникальным резным изображением головы номарха.

Хорошо виден необычный головной убор, находящийся на выточенной голове номарха. (Здесь и ниже фото Университета Хаен.)

Раскопки в Квеббет эль-Хава (близ Асуана), известном также как Долина правителей, ведутся не первый год и часто приносят интересные результаты. Нынче исследователи из Университета Хаен (Испания), Гранадского (Испания) и Лондонского (Великобритания) университетов работают с могилами QH33, QH34 и QH34h. Эти захоронения южноегипетских номархов относятся к периоду около 1830 года до н. э. — времени преемников Саренпута II.

Захоронение QH 34 не тронуто более поздними грабителями, что делает его особенно ценным. Учёные сообщают, что для обнаруженных там мумий правителя нома и членов его семьи характерна высокая сохранность, связанная с применением качественных и дорогих материалов для мумификации, как правило, являвшихся привилегией фараонов. Найден и хорошо сохранившийся саркофаг из ценных пород дерева, часть которого показывает голову правителя с чем-то вроде короны на ней (что также характерно для фараонов). Заметим, что и сохранившееся деревянное резное изображение верховного правителя — большая редкость, а для правителя нома это вообще исключительный случай. По всей видимости, номарх высоко оценивал свой статус в иерархии Древнего Египта, иначе присутствие такого головного убора трудно объяснить.

Правители южных египетских номов, пограничных с Нубией, нынешним Суданом, находились на особом положении и пользовались большой самостоятельностью по отношению к центральной власти. Изображения местных князей Саренпута I, Саренпута II и иных никогда не появлялись на гробницах фараонов среди прочих подданных, да и на гробницах местных номархов нет никаких фараонов. Наоборот, размеры фигур местных властителей на посмертных рисунках соответствуют размерам фараонов — и они в несколько раз крупнее изображений окружающих. На протяжении исследуемого периода они даже умудрялись не назначаться фараонами, а передавать власть своим детям по наследству. Поддерживая порядок на границах с Нубией при помощи собственных армий, номархи часто предпринимали самостоятельные экспедиции в глубь Африки, доходя до её центральных районов. Однажды они привели с собой пигмея, о котором сохранилось упоминание (разумеется, первое в письменной истории человечества).

По словам профессора Университета Хаен Алехандро Хименеса Серрано, в ходе раскопок широко применяются новейшие методы восстановления изображений по их отражательной способности (Reflectance Transformation Imaging, RTI) и трёхмерное сканирование объектов. Полученные при оцифровке первичные данные уже обрабатываются в университете, хотя сами раскопки закончатся лишь 3 марта. RTI, в частности, позволяет не только быстрее передавать данные по настенным изображениям и найденным иероглифическим надписям, но и восстанавливать ранее нечитаемые, сильно повреждённые иероглифы. По словам г-на Хименеса, одновременное использование этих методик для анализа находок практикуется впервые.

В ближайшие дни раскопки будут вестись в самых нижних и древних слоях трёх упомянутых захоронений, где археологи ожидают найти ещё более древние помещения, которые, хотелось бы верить, тоже не тронуты грабителями.

Итоговая публикация по результатам работ запланирована на март 2012 года.

Оригинальная маска, найденная в ходе раскопок. Обычно такого рода маски применялись жрецами во время литургий.


"Выбрав из двух зол меньшее, не забывай, что ты выбрал ЗЛО."
 
Форум Проекта ИСИДА » Информационная секция » Новости археологии » Итоги археологического сезона в Абидосе
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:





































 
 

© Проект ИСИДА. Исследовательское Сообщество по Изучению Древних Артефактов. Проект ИСИДА/ISIDA Project/ 2013-2019