Российские археологи во время минувшего полевого сезона впервые с XIX века провели раскопки на территории Святой земли, в библейском городе Иерихон. В результате ученым удалось обнаружить византийские постройки и уникальные многоцветные мозаики. По мнению археологов, все это, возможно, остатки христианского монастыря VI-VII веков. Экспедиция уникальна еще и тем, что это первые раскопки отечественных археологов в Святой земле в нынешнем тысячелетии. Предыдущие раскопки русских любителей древности проводились в Иерихоне в конце 80-х годов XIX века. Однако их результаты до сих пор не опубликованы и неизвестны широкой общественности.
Об итогах нынешних исследований, благодаря тому, что работа экспедиции широко освещалась в СМИ, практически сразу узнали все, кто интересуется древней историей Ближнего Востока. По-своему они уникальны — российским ученым удалось подтвердить существование в VI-VII веках нашей эры многочисленной христианской общины на территории города. Причем, судя по всему, весьма процветавшей.
"Главная находка — цветная мозаика VI-VII века. Она сделана из цветных камешков. На нее пошло около 150 тысяч камешков 7-8 цветов. Сложная геометрия, растительные и христианские сюжеты: в частности, вазы, из которых исходят лозы винограда, — распространенный евхаристический символ", — рассказал доктор исторических наук, заведующий сектора археологии Москвы Института археологии РАН Леонид Беляев, подводя итоги археологического сезона.
Кроме того, были найдены около 200 монет, в основном византийских, вскрыты фрагменты жилых и хозяйственных помещений, храмов. "Таким образом, можно сказать, что наши археологи, скорее всего, обнаружили остатки монастыря с многоцветными мозаиками", — предполагает директор Института археологии, член-корреспондент РАН Николай Макаров.
Следует заметить, что добиться разрешения на проведение этих раскопок было весьма непросто. Ученые в течение нескольких лет добивались права на их проведение в Иерихоне — городе, неоднократно упомянутом в Библии. И лишь после того, как их запрос был поддержан представителями Управления делами президента РФ, дело сдвинулось с мертвой точки.
Чем же Иерихон так привлекает археологов? На самом деле это одно из самых загадочных ближневосточных поселений. На этом месте неоднократно возводился город, который рос, расширялся, а потом внезапно приходил в запустение и практически исчезал. Причем в первый раз на этом "странном месте" люди поселились еще около 10 тыс. лет назад! Таким образом, Иерихон до сих пор остается самым древним из всех известных центров возникновения цивилизации.
Раскопки слоев, относящихся к эпохе неолита, показали, что в процессе перехода людей от охоты и собирательства к ирригационному земледелию на Ближнем Востоке возникла настоящая городская цивилизация, признаками которой считаются остатки иерихонских каменных крепостных стен, а также домов из необожженного кирпича. Следовательно, Иерихон докерамического неолита (около 9 тыс. лет назад) — самый древний из известных городов мира.
В 5 тысячелетии до н. э. в Иерихоне появляются новые поселенцы, про которых известно лишь то, что они были носителями культуры лепных керамических сосудов. Данные таинственные эмигранты к 3 тысячелетию до н. э. превратили Иерихон в процветающий город, обнесли его мощной стеной. Однако впоследствии он несколько раз был разрушен почти до основания.
В первый раз он подвергся разрушению около 2000 года до н. э. вторгшимися в Ханаан кочевниками неизвестного происхождения, но вскоре был отстроен и вновь обнесен оборонительными сооружениями, характерными для периода гиксосов (ливийского племени скотоводов, чьи вожди довольно долгое время были властителями Египта). Разрушенный вновь, — по-видимому, в ходе войн, в результате которых египтяне вытеснили гиксосов из Ханаана, — Иерихон вскоре опять был восстановлен и оказался первым укрепленным пунктом на пути вторгшихся в Ханаан израильских племен.
А вот найти следы знаменитого похода на Иерихон армий Иисуса Навина, которые, согласно Библии, обрушили стены города с помощью звуков боевых труб, а после вырезали практически все население, археологам до сих пор обнаружить не удалось. При раскопках слоев XIV века до н. э. (тогда все это и происходило) не были обнаружены городские стены, которые можно было бы идентифицировать со стенами библейского повествования, как и следы штурма и жестокой резни. Да и вообще, судя по данным археологов, этот город опустел и превратился в руины намного раньше вышеупомянутого похода, однако почему — до сих пор неизвестно. Возможно, город погиб еще в XIII веке в результате землетрясения.
Город вновь значительно разросся в VII-VI веках до н. э., но оставался неукрепленным. Может быть, именно поэтому вскоре ему опять не повезло — в 587 году до н. э. Иерихон был разрушен вавилонянами. Однако по возвращении бывших вавилонских пленников он снова был восстановлен, опять разросся и начал играть видную роль сначала в персидской провинции Иехуд, а затем в восстановленной Иудее периода Второго храма, когда он становится вторым после Иерусалима городом страны. Он даже привлек к себе внимание царей хасмонейской династии, в результате чего к западу от города был построен зимний дворец.
В ходе Первой Иудейской войны (66-70 годы н. э.) Иерихон был разрушен римским полководцем Веспасианом (68 год н. э.). Однако в конце первого века римляне построили в двух километрах к западу от развалин город по типу военного лагеря, который вскоре был захвачен иудейскими повстанцами и так же быстро ими оставлен. После этого достаточно долго никаких крупных поселений в данном месте, видимо, не существовало.
Следующий расцвет Иерихона приходится на византийскую эпоху. Правда, тогда город сместился на полтора километра к востоку от прежних руин, на свое нынешнее место. Судя по всему, это был весьма пестрый мегаполис с многонациональным населением, где мирно уживались друг с другом иудеи и христиане различных конфессий. Именно к этому времени и относятся артефакты, добытые российскими археологами в этом году.
Чуть позже город был захвачен арабами, которые, однако, не разрушили его. Более того, он настолько понравился новым завоевателям, что в 724 году халиф Хишам начал близ Иерихона строительство огромного (площадью около 2 га) зимнего дворца с великолепной лепкой и мозаичными полами. К сожалению, строительство было нарушено землетрясением и не возобновлялось.
Конец древнего Иерихона наступил в эпоху Крестовых походов. В 1099 году город был захвачен крестоносцами, но в 1187 году египетский полководец Саллах-ад-Дин без боя взял его. Почему-то именно с этого времени и вплоть до XIX века Иерихон оставался в запустении и на его руинах не возникало никаких поселений.
В начале XIX века развалины вновь оживают. В этом плодородном оазисе оседает несколько бедуинских кланов и позже, в конце XIX века, нубийские арабы — мусульмане, выходцы из Судана. Уже к XX столетию город стал разрастаться и насчитывал около 3 тыс. жителей. Позднее он несколько раз переходил из рук в руки, был то в составе Иордании, то Израиля. В настоящее время Иерихон согласно Норвежским соглашениям выделен в состав Палестинской автономии.
Так что, как видите, история у самого древнего города мира была весьма бурной и загадочной. До сих пор непонятно, почему временами Иерихон прекращал свое существование, а потом вновь возрождался. Будем надеяться, что дальнейшие исследования российских археологов помогут разгадать загадки этого удивительного поселения.
Антон Евсеев
Взято с правда.ру