Grainmind | Дата: Понедельник, 23.06.2014, 11:23 | Сообщение # 1 |
Сообщений: 283
Offline
| Неандертальская мозаика
Один из черепов прото-неандертальцев, найденных в «яме костей». Фото: Javier Trueba / Madrid Scientific Films
Палеонтологи обнаружили в знаменитой испанской пещере Сима де лос Уэсос останки нескольких протолюдей, чьи черепа сочетали в себе черты как неандертальцев, так и более древних протолюдей — гейдельбергского человека. Эти находки подтвердили сверхвысокие темпы эволюции первых «аборигенов» Европы и указали на ее мозаичный характер, утверждают авторы статьи в журнале Science.
«Что делает пещеру Сима де лос Уэсос уникальной — огромная и совершенная беспрецедентная по своей сути коллекция останков древних людей в отложениях на ее дне. С момента ее открытия нам не удавалось найти ни одного такого места, которое принесло столь много для изучения вымерших видов древних людей, в том числе и неандертальцев. Люди, которые жили в этой пещере, принадлежали к линии неандертальцев, хотя их, по всей видимости, нельзя считать "классическими" аборигенами Европы или даже их предками», — так объяснил научную важность этой пещеры ведущий автор статьи Хуан-Луис Арсуага из Мадридского университета Комплутенсе (Испания).
Арсуага и его коллеги — далеко не первые палеонтологи, кому довелось посетить пещеру в горах Атапуэрка на севере Испании и провести там раскопки. Она впервые привлекла внимание ученых в 1976 году, когда в ней впервые нашли останки древних людей. Пещеру переименовали в «Сима де лос Уэсос», что означает «яма костей» на испанском языке. За тридцать с лишним лет раскопок палеонтологам удалось найти там около четырех тысяч отдельных костей и почти три десятка полных скелетов гоминин, в том числе останки гейдельбергского человека, который сегодня считается главным кандидатом на роль предка неандертальцев.
В конце прошлого года группа палеогенетиков под руководством знаменитого Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия), в которую входил и Арсуага, смогла извлечь обрывки ДНК из костей гейдельбергского человека из «ямы костей» и восстановить его геном. Исследователи выяснили, что эти протолюди по генетике были гораздо ближе не к неандертальцам, а их азиатским «кузенам» — денисовцам, чьи останки были найдены в Денисовой пещере на российском Алтае в 2010 году Паабо и российским академиком Анатолием Деревянко.
Хуан-Луис Арсуага извлекает окаменелость из породы. Фото: Javier Trueba / Madrid Scientific Films
Открытие заставило многих ученых сомневаться в том, что неандертальцы действительно были потомками гейдельбергского человека. Арсуага и его коллеги попытались найти ответ на этот вопрос, еще раз отправившись на раскопки в «яму костей» в поисках новых кусочков палеонтологического «паззла». Кроме того, ученые повторно вычислили возраст и изучили черты анатомии черепов и других частей тела протолюдей, чьи останки были найдены в Сима де лос Уэсос начиная с 90-х годов прошлого века.
Палеонтологи нашли почти с десяток новых черепов в самых глубоких слоях «ямы костей», а также переопределили возраст около дюжины давно открытых окаменелостей, большая часть которых оказалась почти на 100 тысяч лет древнее, чем считалось ранее. Когда авторы статьи изучили устройство своих находок и сравнили их с черепами других неандертальцев и гейдельбергских людей, они поняли, что им удалось совершить невероятное открытие и сорвать своеобразный палеонтологический джек-пот. Как утверждают сами ученые, они нашли останки переходного вида, сочетавшего в себе черты и неандертальцев, и их предполагаемых предков.
Черепа этих людей, которых Арсуага и его коллеги осторожно называют «гомининами, похожими на неандертальцев», состоят из разнородных кусочков, часть из которых является типично неандертальскими — к примеру, зубы и челюсть, тогда как другие черты оставались типично гейдельбергскими. С одной стороны, эта особенность строения черепов говорит о переходном характере вида их обладателей, а с другой — рассказывает о крайне непростой истории их эволюции.
Как объясняют авторы статьи, мозаичная структура черепа говорит о том, что неандертальцы эволюционировали очень быстро, гораздо быстрее, чем все остальные виды современных им млекопитающих, кроме их «соседей» — полярных медведей. Быстрее всего менялись зубы, челюсти и другие части черепной коробки, которые были критически важны для выживания мигрантов, попавших в ледяную Европу из теплых южных регионов. Остальные черты анатомии — в частности, объем мозга — менялись заметно медленнее и приобрели неандертальскую форму лишь через 100-200 тысяч лет.
«При анализе черепов меня особенно сильно удивило то, что останки всех жителей Сима де лос Уэсос были очень сильно похожи друг на друга. Другие окаменелости древних людей из той же самой геологической эпохи выглядят совсем по-другому и не содержат в себе мозаичных черт. Это означает, что древние люди времен среднего плейстоцена были крайне разнородны в генетическом и эволюционном плане», — продолжил Арсуага.
Ученые извлекают фрагменты черепа из почвы пещеры Сима де лос Уэсос. Фото: Javier Trueba / Madrid Scientific Films
Как считают ученые, это происходило как из-за крайне низкой плотности населения Европы 400 тысяч лет назад, когда жили обладатели черепов из «ямы костей», так и из-за отсутствия постоянного контакта между группами будущих неандертальцев.
Благодаря изоляции каждое условное племя древних людей шло своим эволюционным путем, что могло гипотетически ускорять эволюцию. К тому же, такое разделение могло часто вызывать так называемый эффект «бутылочного горлышка» — резкое сокращение генетического разнообразия в результате резких изменений климата или природных катаклизмов.
Ученые выдвинули гипотезу, почему геном «классических» неандертальцев меньше похож на ДНК гейдельбергского человека, чем генетический материал денисовцев — за почти 400 тысяч лет раздельной эволюции обладатели типично гейдельбергских мутаций в генах могли исчезнуть с лица Европы в ходе очередного наступления ледников, не оставив потомства.
Арсуага и его коллеги пока не уверены, следует ли им выделить жителей пещеры Сима де лос Уэсос в отдельный вид, или отнести их к гейдельбергским людям. Они планируют найти ответ на этот вопрос во время новых раскопок в «яме костей» и в других пещерах Испании, где им могут попасться более полные останки прото-неандертальцев.
Источник
|
|
| |