|
- ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ - «Храм Усер-Маат-Ра МериАмон, объединяющий Вечность Западных Фив во владении Амона». Мединет Абу - небольшая деревня в Западных Фивах, расположенная в двух километрах к югу от Рамессеума. В далекие времена она носила имя Джанет и, согласно древней легенде, являлась местом, где впервые явился миру бог Амон. С незапамятных времен сюда совершались паломничества, о чем свидетельствует наличие храма XVIII-й Династии, посвященного Амону Джанет и воздвигнутого во времена Царицы Хатшепсут и Тутмоса III. Священная значимость местности впоследствии побудила Фараона XX Династии Рамсеса III выбрать ее для строительства своего Заупокойного Храма.
Время правления Рамсеса III (1185 по 1153 год до н.э) являлось последним периодом процветания Египетской Империи в эпоху Нового Царства, ознаменованное рядом военных событий и грандиозным храмовым строительством. Египет, сумевший сохранить своё фундаментальное историческое наследие, вновь вступал в полосу расцвета Царской власти. В последний раз... Весь храмовый комплекс занимает площадь 300 м в длину и 210 в ширину, и в общей сложности имеет более 7 000 м2 площади стен, покрытых рисунками и барельефами. Крепостные стены сооружения относительно хорошо сохранились. Частично сохранилась и массивная стена из необожженного кирпича, опоясывающая всю территорию комплекса. Первый пилон Храма выполнен в виде фортификационных ворот, именуемых "мигдол" (архитектурная особенность древних крепостей Малой Азии). Этот архитектурный элемент - уникальная особенность Храма, придававшая ему статус крепости и, в совокупности с крепостной стеной, выполнявшая защитную функцию от вторжения извне. За вратами мигдола открывается вид на первый пилон Храма.
Первый пилон Храма ведет в открытый двор, где по одну сторону расположена колоннада в виде статуй Рамсеса III в образе Осириса, а по другую - колоннада с капителями в виде лотосов. Второй пилон ведет в гипостильный зал, где колонны снова представлены статуями Рамсеса. Далее следует рампа, ведущая к третьему пилону и выводящая в большой гипостильный зал без крыши. Подробная схема и кросс-секции основных внутренних помещений Храма представлены на схемах, составленных археологической миссией Института Востоковедения Чикагского Университета, проводившего крупномасштабные раскопки в начале XX века. Помимо архитектурного и художественного значения, Храм Рамсеса III наиболее известен как кладезь каменных летописей, повествующих о многочисленных подвигах Царя, включая его военную кампанию против ливийцев и его знаменитую войну с так называемыми "Народами Моря".
Тексты и рельефы, посвященные "Народам Моря", датируются восемью годами правления Рамсеса III (приблизительно 1190-ые годы до н.э.) и дают ценный отчет о египетской кампании против «Коалиции Моря». Многочисленные барельефы, изображающие иностранных пленников, символизируют контроль Египта над Сирией и Нубией. Прорисовка барельефа была впервые опубликована Шампольоном в 1845 году, а затем, четыре года спустя, ее продублировал Карл Рихард Лепсиус, внеся небольшие изменения. Оба варианта содержали незначительные упущения и ошибки, и только почти через 100 лет, в 1940 году, Институт Востоковедения Чикагского Университета опубликовал окончательное изображение знаменитого барельефа.
Храмовый комплекс Рамсеса III в Мединет Абу, расположенный в самом западном районе Фив, был одним из наиболее впечатляющих строений Древнего Египта, известных до начала XIX века. Фотографии и зарисовки сделанные первыми европейскими путешественниками, демонстрируют нам многократное наслоение поздних построек позднего периода, возведенных среди руин монументального сооружения эпохи фараонов. Французский художник Андре Дютерр (1753-1842гг.), принимавший участие во французской кампании в Египте и Сирии, увидел Храмовый комплекс Рамсеса III таким:
Первым европейцем, сделавшим описание храма в современной литературе, был Виван Денон, посещавший Мединет Абу в 1799-1801 годах во время Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта.
Шотландский живописец Дэвид Робертс, известный серией своих литографических картин и эскизов, посвященных Египту и Ближнему Востоку, сделанных им во время длительных пребываний в этих краях, запечатлел Храм Рамсеса III. Ниже приведены две его картины.
Французский востоковед Жан Франсуа Шампольон детально описал Храм в 1829 году в своей работе "Записки Шампольона, написанные во время его поездки в Египет в 1828 и 1829" ( ориг. название: " "Lettres de M. Champollion le jeune, écrites pendant son voyage en Égypte, en 1828 et 1829." ) Какие изменения происходили в Мединет Абу в годы между двумя значимыми экспедициями (французской экспедицией Наполеона Бонапарта 1800 года и прусской экспедицией Карла Рихарда Лепсиуса 1845 года) - судить сложно. В отличие от экспедиции Наполеона, проводившей подробную документацию памятников истории, Лепсиус был первый, кто провел здесь археологические раскопки, пытаясь понять взаимосвязь, период возведения и историю восстающих из песка древних руин. Он был первым исследователем, составившим самый первый план, доступного на тот момент, Храмового комплекса: Когда под руководством французского египтолога Огюста Мариетта была сформирована Служба по Сохранению Египетских Памятников, Мединет Абу стал одним из первых археологических районов, подвергшимся систематическим раскопкам, проводимым в период 1859 - 1899 годов. В течение этого времени, главный Храм был полностью расчищен, а большое количество зданий коптского периода, включая, описанную Деноном церковь, были полностью ликвидированы без каких-либо записей в журналах учета древностей.
Фотографии, сделанные французским фотографом Феликсом Бонфисом, наглядно передают состояние Храмового комплекса во времена археологических работ, проводимых Мариеттом. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить)
Дальнейшие крупномасштабные археологические и реставрационные работы, с последующей детальной документацией осуществлялись с 1924 года Институтом Востоковедения при Чикагском Университете под руководством немецкого профессора, египтолога Уво Хельшера. Восстановление архитектурного комплекса Рамсеса III является одним из наиболее значительных вкладов в изучение и сохранение истории Египетской архитектуры. Ниже приводятся фотографии из отчета Уво Хельшера "Раскопки в Мединет Абу", вышедшего в 1934 году.
Огромный барельеф, изображающий календарь, занимает большую часть внешней стороны крепостной стены, опоясывающей Храмовый комплекс Рамсеса III. По количеству выгровированных строк, это самая длинная иероглифическая надпись в Египте. А также это самый полный сохранившийся храмовый календарь эпохи фараонов. С работой Уво Хельшера, посвященной календарю Рамсеса III, можно детально ознакомиться в издании 1934 года "The Calendar, the "Slaughterhouse," and Minor Records of Ramses III". На фотографии ниже показана та самая стена, содержащая барельеф с календарем. Далее - фотографии из различных мест комплекса, сделанных во время археологических работ Чикагского Университета.
Расчистка местности перед входом в Храм, выявила наличие набережной и канала, ведущего от храма к Нилу. Связанный с рекой соединительным каналом, обнесенный крепостной стеной, Храмовый комплекс представляет собой грандиозное архитектурное сооружение, ранее неизвестное археологам и исследователям Египта.
Схемы.
Мединет Абу - арабское название позднего египетского поселения, которое выросло внутри и вокруг крепостных стен Храма и процветало до средневековья. Во время проведения научных раскопок, археологи постоянно натыкались на городские руины - свидетельства культурной истории позднего Египта. Они документировали их для последующих исследований. Ниже, для сравнения, приведены 2 схемы, составленные учеными Чикагского Университета: Схема фундаментов раннего периода застроек на территории Храмового комплекса Мединет-Абу. Схема фундаментов позднего периода застроек на территории Храмового комплекса Мединет-Абу. Изучив доступный материал по данному археологическому объекту, в Фиванское селение Мединет Абу отправилась и наша съемочно-исследовательская группа. Предоставляем вашему вниманию то, что мы смогли запечатлеть - оставленное в наследство нашим современникам великое сооружение, выстроенное Рамсесом III, Царем XX Династии, правление которого являлось апогеем Нового Царства. Окрестности Храма. Внутренние архитектурные элементы. На последней фотографии предыдущего ряда продемонстрирован фрагмент дверного проема, ведущего в комнату Священной Ладьи со следами от крепежа металлических пластин.
Барельефы и статуи. Стена с календарем.
© Все права на фото и видеоматериал защищены и принадлежат Проекту "ИСИДА"
© Copyright 2017. All rights reserved. |
||