|
- Абидос. Глава IV - Территория Осириса: молчание песков
[<< Предыдущая экспедиция (Египет-2013)] [<< Глава I отчета (Египет- 2018) "Осирион"] (Продолжение) «...Она врагов твоих толпу поразогнала, она предотвратила перемены, искусным языком её уста с магическою силой твердили заклинанья, ничуть не оступившись словом, безукоризненна в велении и речи. За брата своего волшебница Исида отомстила. Она взялась его искать неутомимо. Она носилась над Землей, кругом стеная воплем скорби, и не садясь на землю дотоле, покуда не нашла его. Она своим сияла опереньем, она подняла ветер взмахом крыльев, она кричала смертными мольбами, взывая к брату своему. Подняв его бессильные останки – всё то, где прежде сердце жизнью билось, она к себе его призвала душу и создала наследника ему ...» Тексты Пирамид. Гимн Осирису. «Невозможно сказать, когда и где в Египте были построены первые святыни в честь Осириса, но можно с уверенностью утверждать, что его самая древняя святыня на юге Египта была возведена в Абидосе. Кроме того, Абидос был довольно близок к Нетату или Нетиту - городу на Ниле или большому каналу, проходящему в том районе, рядом с которым Осирис был убит Сетом, и для Исиды было вполне естественным доставить его тело в Абидос, а не в какой-либо иной отдаленный город». Уоллис Бадж Был ли Абидос всего лишь местом упокоения одного из древнейших правителей Египта, или это был цветущий город с хорошо развитой инфраструктурой, административный центр основателей Великой Египетской Цивилизации, впоследствии ставший древнейшим в мире Священным Некрополем... Река Времени оставляет нам лишь «вершины айсбергов», несущих отголоски последних событий, на которых она однажды останавливается, "выжидая некий интервал" перед началом нового витка Истории - либо прорыва, либо угасания. Этот самый временной интервал - "период тишины", в течение которого были полностью утеряны многие древние знания, навыки и технологии, унес в небытие прямые ответы на наши многочисленные вопросы, попытки решения которых сейчас оформляются лишь в виде гипотез с различной степенью вероятности. Но, пока мы задаемся подобными вопросами, и потребность в поисках ответов не растаяла – следовательно, наше Далекое Прошлое - не столь от нас далеко, и нам, с позиции сегодняшнего дня, попросту стоит найти к его пониманию правильный подход. Абидос всегда являлся одним из крупнейших и самых плодородных номов Верхнего Египта. Муха́фаза Сохаг, в которой располагались номы, и по сей день является одним из ведущих производителей сельскохозяйственной продукции в Египте. Насколько далеко простирался древний город Абидос, расположенный на самом краю культивации - неизвестно. Дошедшая до наших времен часть его руин, предстает пред нами пока только в виде некрополей ранних Династий, расположенных на бесплодной равнине, так называемой "низкой пустыни", простирающейся за пределами досягаемости разливов Нила, и заключенной в большую пустынную "бухту", окруженную крутыми известняковыми утесами. Здесь, на краю Абидосской пустыни, с далеких Додинастических времен располагался крупномасштабный архитектурный комплекс, посвященный Осирису - личности, чьи деяния, согласно Текстам Пирамид, послужили мощнейшим толчком становления и развития великой Египетской цивилизации. "Осирис и Исида управляли всем этим миром, способствовали его развитию и защищали все в нем. Они поделили год на три части: весну, лето и зиму. Осирис был предан земледелию. Он упразднил каннибализм, который был распространен в Египте, он научил людей пахать и сеять, выращивать зерновые культуры пшеницы и ячменя, а Исида научила людей использовать пшеницу и ячмень и впервые познакомила их с выпечкой хлеба. Осирис был первым, кто научил людей выращивать виноградную лозу и как готовить и хранить вино. Уоллис Бадж Абидос. Северная пустыня. Археологический район поселка Ком-эль-Султан.
4000 лет назад «Египет сражается в некрополе, принося вред гробницам. Я делал то же самое, и то же самое произошло со мной, как с любым, кто нарушает путь Всевышнего. Вот мое воздаяние за содеянное мною». Номарх Хети (2120-2070 до н.э.) Абидос перешел в руки фиванцев, во главе с Номархом Фив Антефом II, заключившим с Хети мир. Начались масштабные восстановительные работы... 4000-2400 лет назад Во времена XI Династии Антеф V впервые приступил к восстановлению Храмового комплекса Осириса. В период XII Династии многие памятники были добавлены Сенусертом I. Во время XIII Династии - Себекхотеп III добавил врата из черного гранита, а во время XVIII-й Династии Тутмос III возвел массивную оградительную стену - Теменос, толщиной более 6 метров с огромным красным гранитным Пилоном, который, к сожалению, не сохранился. Со временем большая часть стены рухнула, и городские поселения незаметно разрослись вглубь так называемой "территории Осириса". Немногим позже, вероятно во времена XX-й Династии, стена была выстроена заново, в числе всего прочего, заключив в себе и остатки сооружений позднего города. В период XXVI - ХХХ Династии Храмовый комплекс был несколько раз перестроен и дополнен. Где именно находился фундамент первоначальной постройки, заложенный в незапамятные исторические времена - на данный момент не известно. 1880 год "Северный Храм, с его мощными оградительными стенами и озером расположен посреди Некрополя, гробницы которого все более многочисленны по мере приближения их расположения к этим стенам. Огромный черный холм, возвышается на севере. Он пересечен стенами из глиняных кирпичей, которые на три четверти рухнули. Местные жители называют его «Ком-эль-Султан», что в переводе с арабского означает «Царский Холм» (V). К югу от стен находятся руины зданий, также построенные из глиняных кирпичей (I). К центру - ярко выраженная рельефная поверхность с длинными белыми линиями, "прорисованными" фрагментами известняка, едва обозначающими контуры Храма, некогда являвшегося Храмом Осириса (IV)." Огюст Мариетт
"Западная сторона внешнего периметра оградительной стены по всей длине усеяна захоронениями, количество и качество исполнения которых в процессе раскопок возрастает по мере приближения к Царскому Холму Ком-эль-Султан.
С западной стороны комплекса, где расположен вход, находятся руины небольшого Храма, лишь несколько комнат которого, были возведены из известняковых блоков (остальное из сырых кирпичей). Это Храм Рамсеса II. Огюст Мариетт, 1880 Несмотря на высокую степень разрушений комплекса, некоторые очертания и принадлежность построек внутри периметра оградительной стены миссии Огюста Мариетта все же удалось установить.
"... Возможно вход в усыпальницу находился в одном из помещений Храма, а сама усыпальница была выполнена в стиле Саисских гробниц. Возможно, она размещалась в фундаменте здания, в подземных склепах наподобие Дендеры. Или же была высечена в скале подобно гробнице Аписа в Серапеуме. Но здесь (в Абидосе) - беспорядок и путаница повсюду. Руки, разрушившие Храм наверняка повредили и его фундамент, и, соответственно, погребальную камеру Осириса, если предположить, что она существовала именно там. Нам необходимо было заглянуть под фундамент, но наши поиски гробницы закончились отрицательным результатом... Огюст Мариетт, ...Значит ли это, что искать предполагаемую Гробницу Осириса, либо какие-то капитальные подземные сооружения на рассматриваемой территории Абидоса не имеет смысла? Либо подземные геологические структуры Абидоса все же хранят в себе рукотворные архитектурные сооружения, о технологии создания и предназначении которых мы еще попросту не догадываемся? 1902 год "Раскопки области Теменоса оказались сложными. Я начал копать вдоль линии проступающих руин. Чистая песчаная прослойка пустыни перемежалась со слоями городской жизнедеятельности, располагавшимися один над другим. Исследования усложнялись наличием воды, проступающей в каждой части Храма, ограниченного великой стеной Тутмоса III. " Флиндерс Питри, 1967 год "В рамках нашей миссии была раскопана юго-западная часть Некрополя, в то время как северо-восточная его часть не была затронута со времен Мариетта. Помимо одной области, раскопанной Питри, и некоторых поверхностных раскопок Мариетта, внутренняя территория «Храмового Комплекса Осириса» остается нетронутой." Дэвид О`Коннор На нижеприведенной фотографии 1967 года, сделанной во время работы археологической миссии Дэвида О`Коннора, показана территория внутри оградительной стены - Теменоса. Фрагменты построек еле угадываются на фоне ярко выраженного рельефа. На переднем плане - озеро, уровень воды в котором колеблется в зависимости от фазы разлива Нила. Именно здесь, на месте озера, проводил раскопки Флиндерс Питри. В правом верхнем углу - возвышенность с руинами построек Древнего и Среднего Царства, так называемый "Царский Холм" Ком-эль-Султан. 2018 год Для удобства восприятия описываемой территории приведем общую фотографию с пояснениями. В 2018 году, когда Нил находился в низкой фазе, эта территория выглядела следующим образом: Фотографии озер, наполненных подземными водами, опубликованы в нашем предыдущем отчете "Египет - 2013". Ниже приведем одну из них: 1967 год "В этом сезоне наша миссия провела предварительное исследование северо-западной части, а именно «Храма-Портала Рамсеса II». Так называемый «Портал» - одна из многочисленных тайн Абидоса. Разве что его 4-х колонный портик был когда-либо изучен." Дэвид О`Коннор Ниже представлена фотография 4-х колонного портика Храма Рамсеса II до начала раскопок миссией австралийского египтолога Дэвида О`Коннора. На заднем плане - действующий монастырь Святой Дамианы, история возведения которого уходит в глубину столетий. Руины Храма-Портала Рамсеса II по окончании раскопок 1967 года: Ниже показан общий план раскопок, проводимых Пенсильвания-Йельской миссией под руководством Дэвида О`Коннора в северной части Адидосской пустыни и подробная план-схема расчищенного Храма-Портала Рамсеса II. На первом рисунке Храм-Портал обозначен цифрой 2. Он располагается прямо перед входом на так называемую Территорию Осириса, огороженную стеной - Теменосом, чья ширина достигает 6-ти метров.
По окончании археологических работ было выяснено, что Храм-Портал - это руины здания, а не церемониальные врата, установленные в религиозных целях перед входом на "Территорию Осириса". Надписи, сохранившиеся на стенах, выложенных из известняковых блоков, свидетельствуют, что большую часть строительных работ проделал Рамсес II (1304-1237 гг. до н.э.) и что Храм был посвящен Осирису, Хору и Исиде, а также богам, связанным с их культом. На некоторых элементах конструкций встречаются картуши Сети I, но, поскольку в кладке стен присутствуют блоки, некогда принадлежавшие другим сооружениям, нельзя на 100% утверждать, что именно Сети I был основателем Храма. Сам Храм построен из небольших блоков известняка и песчаника. На стенах по обеим сторонам входа высечены бабуины, воспевающие имя Рамсеса II. К юго-западу от портика миссией были обнаружены руины открытого двора с остатками платформы, на которой когда-то были установлены статуи Осириса (постаменты с ногами были найдены на месте). Ниже приведены фотографии 1967 года, сделанные миссией О`Коннора.
В этом же месте миссией О`Коннора были обнаружены фрагменты известняковой царской статуи:
Изучая приемы строительства по немногочисленным останкам древнего сооружения, Дэвид О`Коннор в своем отчете писал: "Хотя у нас еще нет достаточного плана, чтобы произвести подробное сравнение с другими храмами Нового Царства, наш Храм кажется необычным, по всей вероятности разработанным для какой-то особой цели". 2018 год Исследовательская группа Проекта ИСИДА отправилась на север Абидоса спустя 5 лет после предыдущей экспедиции. Цель была все та же. Исследовать руины древнего нестандартного комплекса и попытаться понять логику древних строителей, которые на протяжении всех Царских Династий так тщательно поддерживали нечто скрытое под песками Абидоса, условно именуемое во все времена "Гробницей Осириса". Для начала рассмотрим Храм-Портал Рамсеса II, расположенный перед входом на "Территорию Осириса", который благодаря тщательным раскопкам археологической миссии О`Коннора приобрел довольно выраженные поверхностные очертания. Обратим внимание на довольно знакомый архитектурный элемент, весьма напоминающий внешнюю окантовку крыши, ныне находящийся практически на уровне поверхности Абидоса. Является ли он, действительно, элементом крыши и мы наблюдаем лишь вершину здания? Либо этот элемент является чем-то иным? Но чем? Примеры подобных элементов.
Примеров можно привести множество, но все они свидетельствуют о том, что подобное архитектурное решение присуще вершинам сооружений, но никак не фундаменту. Карниз колоннад, как и карниз, увенчивающий стену, имеет одинаковый профиль. Он представляет собой выкружку поверх толстого валика. Форма и детали карниза обусловлены его происхождением: орнамент выкружки напоминает изогнутые пальмовые ветви, а орнамент валика - спиральную обвязку жгутов из тростника.
В нашем случае орнамент полностью отсутствует. На нижеприведенном чертеже в одном масштабе сопоставлены три различные конструкции карниза. В наиболее древнем примере (R) верхняя линия архитрава отмечается постелью (X), и карниз представляет ребро потолочной плиты. Во втором примере (S) намечается отход от начальной схемы. Толщина плафона не соответствует карнизу, и плафон замаскирован выкружкой (С), которая применена исключительно орнаментально. В третьем случае (Т) карниз (С) покоится на потолочных плитах (D). Он не связан с конструктивно необходимыми частями и, утрачивая свою истинную функцию, сводится к декоративному мотиву: архитрав и плафон сливаются, на первый взгляд, в одно целое, но в действительности - разрезаны швом кладки. В случае Храма-Портала, архитектурный элемент, напоминающий "карниз" представлен тремя отдельными горизонтальными элементами (фото справа). Можем ли мы сделать вывод о том, что видим лишь вершину некоего сооружения, на крыше которого были возведены постройки поздних Династий? Пока - не можем, но, даже еще неокрепшая гипотеза может вполне претендовать на ее проверку. Для этого нужны археологические раскопки до фундамента основания рассматриваемого сооружения. Так что, на данный момент вопрос архитектурного назначения данного элемента остается открытым. Однако, отметим, что постройки сооружений поверх ранее занесенных, более фундаментальных зданий осуществлялись в Египте ни раз. Ниже приведен рисунок, демонстрирующий руины небольшого поселения, комфортно обосновавшегося на крыше Дендерского Храма, запечатленный во время экспедиции Наполеона в Египет.
Далее представлен фотоматериал, демонстрирующий кирпичные элементы сооружений, возвышающихся над известняковыми блоками Храма-Портала... Не осталась без внимания и такая маленькая деталь, как фрагмент ребра стены с характерным "валиком", что свидетельствует о том, что некое здание имело некую высоту и характерный угол уклона стен.
Возможно читатель задастся вопросом: "А как же быть с 4-х колонным портиком? Ведь колонны подразумевают пол / мостовую / прочный фундамент?" Обратим внимание и на этот момент, а именно на то, на что эти колонны установлены: А также на фундамент самих колонн: И вопрос отпадет сам собой, порождая новый: "Откуда эти самые колонны в этот Храм были привнесены и когда? Но подобное исследование выходит за рамки данного отчета. Ниже показаны фрагменты стены - Теменоса, опоясывающей "Территорию Осириса". На первой фотографии показан Царский Холм Ком-эль-Султан. На второй - еще не выкопанная гранитная плита с картушем Сети I. На третьей - вид на вход на Территорию Осириса от колонного портика Храма-Портала Рамсеса II. На четвертой - вход на Территорию Осириса со стороны самой территории. * * * Рассматривая древнейшие объекты, обнаруженные на территории Абидоса, в первой главе данного отчета, мы приняли решение изучать их в комплексе (Осирион - Храм Сети I - Храм Рамсеса II - Территория Осириса). Ведь первые городские сооружения, возведенные здесь многие тысячелетия назад, не могли появиться обособленно друг от друга вопреки логике градостроительства. Поздние постройки снежным комом возникали на местах более ранних, факты обрастали легендами, необъяснимое трактовалось воздействием религий. Поднявшись на 4 километра над Абидосом, мы наблюдаем четкую границу между древним и современным миром, а еще, в числе прочих, не менее интересных объектов, мы видим две самые крупномасштабные постройки Абидоса - Храм Сети I с Осирионом, и Храмовый комплекс Осириса с его Великой стеной и Храмом-Порталом. ...Не меняя направления относительно сторон света обратим внимание на очертания Храма-Портала Рамсеса II и Осириона.
Обведем контуры границ руин Храма-Портала Рамсеса II и, не меняя размерности, перенесем их на Осирион:
Случайно ли такое совпадение? Все возможно. Вероятно читателю на первый взгляд, может показаться, что в случае с Осирионом есть 2 несоответствия: (1) прямоугольная часть на востоке и (2) уголок, немного уходящий на юг в самом низу схемы. Сразу поясним, что в первом случае мы имеем дело с подземной частью Осириона, которую не видно со спутника, но видно с земли и на схеме Эдуара Навилля (Зал "J" помечен синим).
Что касается второго случая - объяснение то же самое. Мы опять имеем дело с подземной, не видимой со спутника камерой Осириона, вход в которую обозначен стрелкой и синим прямоугольником на схеме Навилля:
Любопытное совпадение очертаний наталкивает на поток размышлений. "Факт наличия Осириона указывает на то, что эта привилегированная территория, возможно, все еще скрывает под толстым слоем песка еще ни один великий древний памятник, о существовании которых пока еще никто даже не подозревает." Эдуар Навилль "В географическом плане рассматриваемый район Абидоса не являлся особенно благоприятным. Все политические и экономически важные города Верхнего Египта располагались в непосредственной близости к Нилу, основной коммуникационной артерии, в то время, как, руины Абидоса расположены в низкой пустыне, прилегающей к району культивации примерно в шести милях к западу от Нила. Нет никаких доказательств того, что русло Нила проходило рядом с Абидосом в древние времена. Хотя город, как и многие города Египта, был связан с рекой каналом. Более того, исторические записи свидетельствуют, что основные политические и экономические события Восьмого Нома Верхнего Египта, в пределах которого располагался Абидос, инициировались и контролировались столицей Нома, которая, по всей вероятности, была расположена на берегу реки вблизи современного поселения Гирге.
Во времена существования Восьмого Нома, этот город был завязан с экономически важным торговым маршрутом, проходящим через ливийские оазисы в Судан. Но нет никаких конкретных свидетельств того, что Абидос сыграл какую-либо особую роль в разработке или контроле этого самого маршрута." Дэвид О`Коннор
* * * Чем же являлся Абидос на заре становления Древнеегипетской Цивилизации? Кто был его основателем и когда? И почему именно здесь? Тончайшие ниточки, дошедшие до нас в виде разрозненных, так называемых Текстов Пирамид, восходят ко временам основателей той самоей Древнеегипетской Цивилизации - первым Правителям Египта. В частности, подземный резервуар "колодец или цистерна", упоминаемый в текстах Стелы Ментухотепа времен XI Династии (которым по всей вероятности является Осирион), описан как сооружение, возведённое по велению Гора ("OSIRIS and the Egyptian Resurrection" (Volume 2, pp. 12-13). А надпись на западной стене Зала (А) Осириона, где высечен барельеф Гора, обращающегося к своему отцу Осирису, гласит: "...я пришел и наполнил для тебя каналы; я пришел и построил водные каналы для тебя; я пришел и принес тебе прохладную воду от Элефантины..." Насколько продолжителен был "период тишины", за время которого был полностью погребен под песками пустыни древнейший город Египта, память о котором жива лишь в виде рассеянных осколков каменной летописи? Период, унесший бесценную часть Истории - прямой свидетельницы того, что все мы так неустанно пытаемся найти и понять, блуждая запутанными тропами эпох, среди разрозненных руин, мифов и гипотез. Порой ошибаясь, а порой совершая пол-шага вперед, мы задаемся новыми вопросами, порождающими новые направления поисков. А технологический прогресс обеспечивает постоянно обновляющийся качественный подход к таковым.
© Все права на фото и видеоматериал защищены и принадлежат Проекту "ИСИДА" |
||||||||||||||||||||||||||||||||||